Сведения об организации
Основные сведения
Документы
Структура и органы управления
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащение
Стипендии и другие виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема-перевода учащихся
Локальные акты
Противодействие коррупции
Противодействие коррупции
Государственная итоговая аттестация
2017-2018
О школе
Контактная информация
История школы
Медицинский блок
Здоровое питание
Заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы
Вспомогательные службы
Профильное обучение учащихся
Профильное обучение учащихся
Укрепление здоровья учащихся
Интернат
Об интернате
Дидактика школы-интерната
Образовательный процесс
Коррекционная деятельность
Воспитательная работа
Методическая работа
Методическая копилка
Социально-психологическая служба
Законодательство
Профориентация
Информация для родителей
Информация для родителей
Виртуальная доска почета
Ученики
Фотогалерея
Проверка
Полезные ссылки
Мы вместе
 
Особенности современного образования школьников с недостатками слуха.
 
В ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 г. Рязани обучаются:
 
  1. неслышащие дети не реагирующие, без слухопротезирования, на голос у ушной раковины (специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I вида).
  2. слабослышащие и позднооглохшие дети, частично различающие речь (слова и фразы разговор-ной громкости) на расстоянии от ушной раковины и страдающие, вследствие недостаточности слуха, различной степенью недоразвития речи (специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II вида).
  3. с глубоким недоразвитием речи в связи с нарушением слуха.
  4. глухие, слабослышащие и позднооглохшие умственно отсталые дети выделяются в классы для умственно отсталых, глухих, слабослышащих и позднооглохших детей (специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I - II вида + VIII вид).
  5. глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети с легкими формами нарушения опорно-двигательного аппарата обучаются в общих классах школы.
Зачисление детей в школу производится на основании путевок Министерства образования Рязанской области только на основе заключения областной медико-психолого-педагогической комиссии. Дети 6-7-летнего возраста, не имеющие достаточной дошкольной подготовки, принимаются в подготовительный класс; получившие полную дошкольную подготовку и владеющие речью, хотя бы со значительными нарушениями, принимаются в I класс.
 
Содержание образования находит свое выражение в учебном плане, учебных программах и специальных учебниках.
 
Базисный учебный план как нормативный документ определяет продолжительность обучения (в учебных годах) на весь период получения основного общего образования.
 

Уровень образования

Нормативный срок освоения

Классы

Начальное общее образование

4-5 лет

1-4 (5)

Основное общее образование

6-7 лет

5 (6)-11

Среднее (полное) общее образование

2 года

12 -13

Таким образом, распределение учащихся по классам в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I - II вида, относительно воспитанников массовой общеобразовательной школы соответствует:

 

Уровень образования

Общеобразовательная школа

классы

Специальная школа I - II вида

классы

Начальное общее образование

1-3 (4)

1-4 (5)

Основное общее образование

3 (4)-9

4 (5)-11

Среднее (полное) общее образование

10-11

12 -13

 
«Проект специального Федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха» разработанный под руководством зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктора педагогических наук Зыковой Т.С., (в соответствии с общими требованиями к содержанию образования, изложенными в статье 14 Закона "Об образовании"/1992 г./, п.4 статьи 7 "Закона об образовании" (c изменениями и дополнениями, внесенными в 2007 г.), в Концепции государственного стандарта общего образования (2007 г.) регламентирует содержание образования на каждой ступени обучения в соответствии с вариантом обучения детей с нарушенным слухом. 
 
Среди учебных предметов выделяются инвариантные, которые обозначаются в базисном учебном плане, и вариативные, вводимые участниками образовательного процесса. В структуре учебного плана школы-интерната № 18 обозначается перечень образовательных областей и набор учебных предметов (на уровне инвариантных и вариативных); недельная учебная нагрузка по каждому предмету и продолжительность его изучения (в учебных годах), максимальная недельная учебная нагрузка учащегося, включающая часы обязательных занятий по выбору. (Приложение №1)
 
Перечень учебных предметов в основном такой же, как в массовой школе, за исключением музыки и иностранного языка, которые не изучаются глухими школьниками. Специфическим является такой учебный предмет, как предметно-практическое обучение (ППО) в начальных классах школы глухих.
 
По сравнению с учебным планом массовой школы имеются отличия в общем количестве часов и распределении их между учебными предметами. При распределении времени, отводимого на изучение каждого учебного предмета, учитываются особенности их усвоения глухими школьниками. Так, в частности, на изучение языка и литературы отводится почти вдвое больше учебного времени. Специальная система обучения родному языку, представляет собой особую программу занятий по накоплению словаря, усвоению грамматики, овладению разными формами речевой деятельности. Важной особенностью педагогического процесса является полисенсорная основа обучения: работа по развитию навыков чтения с губ (с опорой на зрительную и слухо-зрительную основу с применением тактильно-вибрационной чувствительности); специальные занятия по формированию произносительной стороны устной речи, форми¬рующие двигательную, кинестетическую основу речи в связи с развитием оптико-акустических представлений; развитие и использование остаточного слуха.
 
В соответствии с учебным планом составляются учебные программы, в которых определяются содержание и объем знаний, умений и навыков по каждому учебному предмету, а также последовательности его изучения по годам обучения. 
 
С подготовительного по 7-й класс обучение осуществляется по специальным программам. В 8-13-х классах — по программам общеобразовательной школы общего назначения, которые составляют основу и авторских программ, созданных педагогами школы без снижения требований стандарта к результатам обучения и утвержденных на методическом совете образовательного учреждения. В материалы обязательно включается система измерителей, позволяющая контролировать и оценивать качество результатов обучения. Получение достоверной информации о состоянии обучения в классе, школе позволяет оценивать эффективность учебных планов, программ, методов обучения и, что особенно важно, прослеживать результаты коррекционной работы с учащимися. (приложение №2, №3).
 
Основные общеобразовательные области учебного плана:
 
Комплексный общеобразовательный курс «Родной язык и литература» включает в себя на каждом этапе обучения перечень специальных учебных предметов:
 
I период (подготовительный класс): обучение дактильной  речи, обучение устной речи, обучение грамоте;
II период (1-4 классы): развитие речи, чтение и развитие речи (объяснительное чтение), формирование грамматических обобщений и письмо;
III период (5-7 классы): развитие речи; чтение и развитие речи (литературное чтение) (4-6 классы); литература, сведения по грамматике(7 класс); 
По необходимости возможно увеличение учебных часов на данный общеобразовательный курс из числа часов, выделенных на факультативные занятия.
IV период (8-11 классы): грамматика, развитие речи, литература; история и теория литературы.
 
Увеличение часов на данные предметы предусматривается из числа факультативных занятий.
 
Объем требований к знаниям и умениям глухих учащихся по трем ступеням обучения (подготовительный класс; 1-3 классы; 4-7 классы) содержится в действующей программе для школы глухих. Требования к основным знаниям и умениям, предъявляемые к учащимся 8-11 классов (IV ступень обучения) соответствуют обязательному минимуму содержания общеобразовательной школы по родному языку и литературе.
 
«Предметно-практическое обучение» (ППО) - одна из специфических дисциплин школы для глухих детей. При изучении этой дисциплины у глухого ребенка происходит развитие логического мышления, формирование практических умений и навыков, воспитание личности и творческих начал. Данный предмет изучается в подготовительном - 4 классах. 
 
«Математика» - учебный предмет общеобразовательного курса базисного плана основного общего образования глухих детей, изучающий основные сведения из арифметики, алгебры и геометрии. Основная задача обучения математике - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Главной целью начального курса (подготовительный, 1-3 классы) является изучение арифметики натуральных чисел и основных величин. Кроме этого, в начальный курс входят элементы геометрии и алгебраической пропедевтики.
 
Основной школой изучается в 4-7 классах арифметика и алгебра, а в 8-11 классах - алгебра и геометрия.
 
Объем требований к знаниям и умениям глухих учащихся по математике содержится в действующей программе для школы глухих. Требования к основным знаниям и умениям, предъявляемые к учащимся 8-11 классов, соответствуют обязательному минимуму содержания образования по математике общеобразовательной школы. 
 
«Биология» - предмет призван обеспечить подготовку людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, а также людей, владеющих основами экологических и генетических знаний. 
 
«География» - основы знаний закладываются в начальной школе, где элементарные понятия и представления по предмету включены в отдельный курс «Окружающий мир». Изучение этой дисциплины продолжается в 3-5 классах на уроках природоведения. На III и IV ступенях основной школы география представлена самостоятельным систематическим курсом.
 
Образовательная область «химия» - цель предмета - выработка у школьников понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области собственной практической деятельности в будущем; выработка умений безопасного обращения с важнейшими веществами в повседневной жизни.
 
Образовательная область «физика». Обучение этому предмету вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технических устройств, технологических установок. 
 
Образовательная область «история». Основы исторических знаний сообщает начальная школа, где элементарные понятия и представления по предмету включены в раздел «Окружающий мир», который содержит отдельные рассказы с исторической тематикой, и в «Предметно-практическое обучение».
 
Полный пропедевтический курс начинается с 5-го класса — «Рассказы по родной истории». На III и на IV ступени история представлена самостоятельным системным курсом. Изучение истории в школе для глухих детей заключается прежде всего в накоплении знаний о движении человечества во времени и о его развитии. 
 
Учебный предмет «изобразительное искусство». На уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи: развитие у детей эстетических чувств, понимания красивого в искусстве и окружающей действительности; развитие художественно-изобразительных способностей, художественного вкуса, наблюдательности, творческого воображения и образного мышления при формировании у учащихся знаний элементарных основ реалистического изображения, навыков работы в разных видах изобразительного искусства. 
 
«Физкультура» — учебный предмет,  создающий условия для приобщения школьников с недостатками слуха к жизни в обществе, к включению в производительный труд.
 
Содержание общеобразовательной области «технология» предполагает подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду в современном обществе.
 
Коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи в условиях интенсивного развития слухового восприятия с использованием электроакустической аппаратуры. Важное значение придается развитию у учащихся восприятия речевых и неречевых звуков.
 
Развитие речевого слуха и произносительной стороны устной речи осуществляется в разных организационных формах: уроки, фронтальные занятия в слуховом кабинете, групповые и индивидуальные занятия, музыкально-ритмические занятия, свободная деятельность детей.
 
Работа по развитию устной речи строится дифференцированно на основе выявленных в комплексном обследовании возможностей и резервов развития слухозрительного и слухового восприятия устной речи, произносительных навыков с учетом уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учащихся. Таким образом, обеспечивается создание особой педагогически организованной слухо-речевой среды, которая становится функциональной поддержкой для формирования у глухих детей фундаментальных способностей, позволяющих усвоить требуемый программой объем знаний и подняться до уровня развития, необходимого для интеграции в обществе. 
 
Во внеурочное время проводится внеклассная работа по эстетическому воспитанию и физическому развитию учащихся: кружки танцев, мелодекламации, драматизации музыкальных сказок, беседы о музыке, школьные праздники, спортивные секции и т. п.
 

Направления

Виды деятельности

художественно-эстетическое

студия народного танца, театральная студия, студия жестового пения, студия эстрадного танца, прикладного творчества

физкультурно-спортивное

секции по волейболу, по теннису, по легкой атлетике, по футболу

культурологическое

экскурсионная деятельность

В результате осуществления инновационных проектов суще¬ственно повысился интерес учащихся к творческой деятельности как условию интеграции в среду слышащих.
 
Обучение в школе-интернате заканчивается  для учащихся 11 (= 9 кл.ООШ) и 13 (= 11 кл. ООШ) классов государственной (итоговой) аттестацией в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ), который проводится в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников. В связи со спецификой вербального общения, экзамены проводятся в письменной форме:

11 класс (= 9 кл.ООШ)

13 класс (= 11 кл. ООШ)

1) русский язык и литература в форме изложения с творческим заданием

2) алгебра

 

1) русский язык и литература в форме изложения с творческим заданием

2) алгебра и начала анализа

 

 
В ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» г. Рязани» определены пути наиболее органичного присутствия школьников с недостатками слуха в максимально большом количестве сегментов окружающего мира и разработаны социокультурные программы, включающие встречи с интересными людьми, посещение школьниками музеев, участие в работе творческих мастерских. 
 
Наиболее значимые проекты: 
 
1.Уроки безопасности.
Цель: формирование у учащихся основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Задачи: создание условий для формирования у учащихся представлений о возможных опасностях повседневной жизни; обучение адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях на примерах; формирование осознанного отношения к собственной безопасности, воспитание личной гражданской ответственности.
Участники мероприятий: учащиеся школы-интерната №18 (1-13 классы), учителя, дефектологи, воспитатели, сотрудники Управления ГИБДД УВД по Рязанской области, сотрудники Управления по борьбе с терроризмом, представители академии УФСИН.
Формы проведения: урок-беседа; беседа с использованием ТСО; беседа-экскурсия и пр.
2. Уроки  мужества.
Девиз: « Это надо живым!»
Цель: способствовать формированию гражданской и нравственной направленности личности школьников. Задачи: воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших в войнах разного характера, героизму людей в чрезвычайных ситуациях в мирное время; показать на конкретных примерах, что источником героизма являются внутренняя стойкость, сила духа, патриотизм. Участники мероприятий: учащиеся школы-интерната №18 (1-13 классы), учителя, сотрудники музея « Молодежного движения», музея ВДВ, музея авиации и участники движения «Боевое братство».
Формы проведения: урок-беседа; презентация; экскурсия в музей; беседа с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн, людьми, принимавшими участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3.Уроки доброты.
Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности.
Девиз: «У доброты много дорог - одна цель!»
Цель: развивать представления учащихся о добре и зле, воспитывать стремления совершать добрые дела. 
Задачи: формировать умение сотрудничать; воспитывать уважение и бережное отношение к людям и их индивидуальным особенностям, развивать самооценку учащихся.
Участники мероприятия: учащиеся школы-интерната №18, (1-13 класс), школы № 10, №23, №26, учителя, дефектологи, сотрудники центра «Семья», сотрудники и воспитанники ДК «Приокский».
Формы проведения: урок-беседа; ролевая игра; викторина; сказка и пр. При проведении « Урока доброты» используются изготовленные плакаты с  пословицами о добре, рисунки детей, презентации, организуются экскурсии. Старшеклассники готовят « Уроки доброты» и проводят их в младших классах.
4. Занятия физической культурой, спортом, туризмом.
Спортивные мероприятия не только формируют привычку заниматься физическими упражнениями, но и воспитывают волю, смелость и настойчивость, дисциплинированность, чувство дружбы и товарищества.
 
Воспитанники школы-интерната  выступают за честь школы в городских, областных, межрегиональных соревнованиях, участвуют в проведении:
  • турнира по баскетболу «Оранжевый мяч»,
  • спартакиад по мини-футболу, волейболу,
  • соревнований по прыжкам в высоту с разбега «Юный кузнечик»,
  • турнира по настольному теннису «Пинг-понг»,
  • соревнований по бегу на 30,60,100 метров «День спринтера»,
  • соревнований по бегу на короткие дистанции «Старты надежд»,
  • соревнований по силовой подготовке,
  • совместных с РОО ВОГ соревнованиях по спортивным играм, шашкам, шахматам, легкой атлетике и пр.
5. Творческая деятельность школьников с недостатками слуха имеет самоценное культурное значение, формируя позитивное общественное мнение вокруг искусства этих детей, содействует процессам интеграции и гуманизации общества.
 
В школе-интернате действует долгосрочный проект сотрудничества с Государственным музеем – усадьбой «Константиново», создано художественно-творческое объединение «Лик», в которое входит студия жестовой песни «Поющие ручки», хореографический коллектив «Жемчужинка», театральная студия «Чародеи» и «Школа народных ремесел».
 
Участники художественно-творческого объединения неоднократные победители в областных, межрегиональных и всероссийских  конкурсах и фестивалях:
  • международного фестиваля творчества инвалидов « Жизнь безграничных возможностей» (г. Москва);
  • межрегионального фестиваля жестовой песни «Как прекрасен этот мир» (г. Волгоград);
  • международного фестиваля жестовой песни «Душа поет» (г. Москва);
  • межрегионального конкурса жестовой песни «Радуга на ладонях» (г. Тверь);
  • межрегионального конкурса жестовой песни (г. Санкт- Петербург) и пр.
Воспитанники школы-интерната принимают участие в социальной программе «Доступное искусство», в рамках которой проходят встречи с профессиональными деятелями искусства с ограниченными возможностями здоровья, детьми  и подростками с проблемами здоровья – участниками самодеятельности в доступных видах искусства. Школьники ежемесячно выступают при проведении культурно-досуговых мероприятий в семейно-развлекательном комплексе «Былина».
 
Подводя итог можно сказать, что ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18 г. Рязани» является не просто образовательным учреждением, а образовательно-культурным центром, так как ориентирует ребенка на созидательную, гуманно направленную деятельность.